ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ » Нұр-сұлтан қаласы әкімдігінің №4 психологиялық – медициналық – педагогикалық кеңес
Нұр-Сұлтан қаласы әкімдігінің
№4 психологиялық-мединциналық
- педагогикалық кеңесі
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7172) 30-27-72
Есепші бөлімі:
+7(7172) 50-16-34
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ
16
январь
2020

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ 
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ. 
 
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. 
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1) 
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. 
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения. 
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.  
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее: 
1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ. 
2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы. 
3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития: 
1г. 1мес. – 1г. 6мес.; 
1г. 4мес. – 1г. 6мес.; 
1г. 7мес. – 1г. 9мес.; 
1г. 10мес. – 2г. 
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка: 
2г. 1мес. – 2г. 6мес.; 
2г. 7мес. – 3г. 
В каждом из них контролируется: 
1. Понимание речи. 
2. Активная речь. 
3. Сенсорное развитие. 
4. Игры и действия с предметами. 
5. Изобразительная деятельность. 
6. Конструктивная деятельность. 
7. Степень развития общих движений. 
8. Формирование навыков самостоятельности. 
9. Поведение. 
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка. 
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом. 
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы: 
1) Беседа с матерью. 
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его 
поведения). 
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР). 
(См. таблицу 2) 
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам. 
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его. 
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов. 
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка. 
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет». 
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия. 
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям. 
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей). 
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока. 
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); Iстепень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1,  другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока). 
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога. 
В графе «Заключение» проставляется группа развития. 
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме. 
 
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА. 
 
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое. 
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими. 
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими. 
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик. 
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго. 
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается. 
 
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность. 
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями. 
Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный. 
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту. 
 
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой. 
 
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный. 
 
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка: 
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д. 
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво. 
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен. 
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр. 
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ 
 
I. Факторы медико-биологического риска: 
· наличие наследственных заболеваний в семье; 
· пороки развития системы организма, врожденные 
и раноприобретённые: 
- снижение слуха; 
- снижение зрения; 
- нарушения в строении и развитии опорно-двигательного 
аппарата (мышечной системы и скелета); 
- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно- 
мозговые грыжи и др.); 
· органическое поражение ЦНС и периферической НС: 
- ДЦП, церебральные и спинальные параличи; 
- гидроцефалия; 
- энцефалопатия перинатальная; 
· психические заболевания (ранние проявления): 
- РДА; 
- эпилепсия; 
· выраженная соматическая патология различной этиологии: 
- пороки развития основных систем организма (порок сердца) 
и хронические соматические заболевания; 
- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета 
(в том числе врождённый иммунодефицит); 
II. Факторы биологического риска: 
- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой 
тела менее 1500 г; 
- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель; 
- дети, перенёсшие асфиксию во время родов; 
- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии. 
 
III. Факторы социального риска: 
· наркомания и алкоголизм родителей; 
· малолетние родители (моложе 17 лет); 
· дети беженцев; 
· стресс, пережитый ребёнком; 
· длительная разлука с матерью; 
· социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми. 
 
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ. 
Возраст 
Факторы психического развития 
1г. 3 мес. 
1. Произносит 20 и более слов. 
2. Выполняет 2 поручения. 
3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге. 
4. Держит ложку во время еды. 
5. Ставит 5 кубиков один на другой. 
6. Ходит сам, но часто падает. 
1г. 6 мес. 
1. Стремится связать 2 слова в предложение. 
2. Хочет всё делать самостоятельно. 
3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно. 
4. Пробует самостоятельно есть. 
5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой. 
6. Ходит стабильно, редко падает. 
1г. 9 мес. 
1. Называет пять изображений на рисунке. 
2. Ищет помощи у взрослых. 
3. Чиркает карандашом в рамках листа. 
4. Самостоятельно ест. 
5. Бросает мяч в ящик (корзину). 
6. Пробует бегать. 
2года 
1. Задаёт первые вопросы. 
2. Общается с детьми. 
3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии. 
4. Регулирует отправление физиологических потребностей. 
5. Пробует ловить брошенный мяч. 
6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой. 
2г. 6мес. 
1. Задаёт различные вопросы. 
2. Может связно рассказывать. 
3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию. 
4. Расстёгивает 3 пуговицы. 
5. Бегает значительно лучше. 
3 года 
1. Может связно рассказывать. 
2. В игре входит в роль. 
3. Рисует шар, яблоко и другие предметы. 
4. Сам раздевается и одевается. 
5. Ставит 10 кубиков один на другой. 
6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив